Спасённые жизни
Алкоголь глазами младенца.
Новую рубрику начинает Председатель Правления Чукотского автономного окружного отделения Российского Красного Креста и Председателя Попечительского совета Чукотского совета по развитию местных инициатив Ида Лейбовна Ручина.

Алкоголь глазами младенца? Кажется, несовсем обычное начало для нашего разговора…


С какого возраста ребенок помнит свои первые впечатления? Давайте обратимся к собственной памяти.

А если малыш растет в пьющей семье, как же он, например, воспринимает то, что папа или мама (а чаще — оба вместе) наливают из бутылки? Для него водка может показаться просто водой, водичкой — ну да, выглядит-то одинаково, прозрачная жидкость.

Уже ушедший из жизни знаменитый художник-косторез Иван Иванович Сейгутегин в одном из интервью говорил: «Знаете, мне не надо, чтобы кто-то определял мой день. Я встаю в 4 часа утра и я иду в тундру, собираю там грибы и ягоды. Я иду на рыбалку, я должен охотиться, а вечером сажусь за резец. Я постоянно занят».

Сколь благородна, наполнена такая жизнь! Если бы слова Ивана Ивановича применил к себе каждый! И хотел бы так жить!

Как вырваться из бездны отчаяния и нищеты? Как сделать свою жизнь и жизнь своей семьи достойной? Не все получили положительный опыт поколений, опыт семейной жизни…

Немало ребят, вышедших из детских домов, страдают алкогольной зависимостью. Часто они не готовы к созданию полных семей, становятся одинокими отцами и матерями.

А Маршак между тем работает и с такими людьми, возвращает им счастье. Конечно, счастье, потому что быть независимым от алкоголя, наркотиков, курения — разве не так?

Вернемся к письмам человека, о которых мы уже говорили: «Семинар 2014 года это чудо, спасательный круг для утопающего. Яков Маршак создал это семинар совместно с Красным Крестом, Светланой и Александром, Ольгой. Они приехали из Москвы, там был и Сергей из Провидения. Они собрали такие семьи вроде нашей, на которые невозможно было положиться из-за употребления алкоголя».

В свое время Лев Николаевич Толстой сказал: «Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни».

И вот противоположность. После окончания университета я преподавала историю детям детского дома. Естественно, завязывались отношения с выпускниками, хотелось им помочь. И когда я узнала от одной нашей выпускницы, вышедшей замуж, как страшно издевается над ней муж, пьющий, то забрала ее вместе с ее маленькой дочкой на несколько месяцев в свою семью. Мы с ней много говорили тогда, пытались разобраться. Ей некуда было идти. С ее мужем я достаточно жестко разговаривала. Прямо давала ему понять, что у нее есть защита и я не позволю издеваться над женщиной. Наконец, он ее потеряет и никогда не вернет эту семью. Она жила с нами. И вдруг говорит: «Мне казалось, вы будто играете предо мной, а оказывается так и надо жить, как вы».

Она и сама себя стала вести по-другому, ведь прежде, не понимая того, провоцировала мужа, чтобы быть несчастливой. А семья сохранилась, потому что молодая женщина вернулась домой с другими представлениями о том, как надо жить.

Так что составляющая нормальной семейной жизни — это и твои собственные представления о том, как надо жить, что возможно, а что — ни в коем случае.

Тот отец, чьи письма мы с Вами читали, писал мне еще вот о чем: «Уже в конце семинара (а он длился 24 дня) затаился страх, я боялся реальности, ведь меня по сути оставили одного с миром, в котором я жил. А село мое — родня пьет, коллеги пьют, через мою квартиру проходили каждые выходные попойки, просто заходящие люди выпивали у меня. Вот этот ужас меня пугал. Приехали домой, и я хотел спрятаться в квартире, закрыться, как делал всегда, когда оставался трезвым. Но уже на третий день пришли люди, с которыми мы были на семинаре, и с ними пришло спокойствие. Собирались каждый день, читали книги, литературу, которую нам дали на семинаре. Некоторые стали срываться и выпивать. Это пугало, в голове моей словно выстроилась очередь, в которой где-то и я мысленно стою, алкоголиком. Страх заставил звонить всем, кто прошел этот путь, я хотел остаться трезвым. И мы уже вдвоем с женой, это было что-то, долгих 4 месяца читали, поддерживали друг друга. Потом приехала Ольга из Москвы и народ начал приходить, стали возвращаться люди, которые сорвались. Наша группа и по сей день работает».

Знаете, как дороги мне эти письма!


«Смех и радость поселились в нашем доме…»
Многие теперь знают о Якове Иммануэлевиче Маршаке, команда которого ведет у нас, на Чукотке, семинары для людей, страдающих алкоголизмом. Есть у него такая фраза: «Мы можем только научить, а путь преодоления ты можешь пройти только сам».

Тот человек, чьи письма мы читали неделю назад, помимо приемной дочери еще и сына приемного к себе берет. Его дальние родственники пьют, и спасение родного по крови ребенка для него и его жены стало дело совести. Понятно, что «человек пьющий» просто не может иметь, не протрезвев, ни активную жизненную позицию, ни ответственность за свою жизнь. Не говоря уже о здоровье еще нерожденного поколения. Всё это поняли он и его жена.

А вот что он пишет еще: «Жена уехала в больницу на неделю. Звоню, спрашиваю: как? что? Она говорит: анализы берут, наблюдают. И в один из наших разговоров по телефону слышу радостный голос жены, веселая такая, смеется. А я с надеждой, боюсь спросить: что, разрешили рожать? Она сама уже мне говорит: разрешили! Как я был благодарен всем людям, которые в 2014-м году собрали тот семинар, что я смог справиться со своей зависимостью от алкоголя! У нас родилась младшая дочка Евдокия! Я смотрю на нее, смотрю на своих детей старших и понимаю, что она родилась в счастливой семье, могу сказать, что она не увидит то, что видели старшие. А даже если они ей когда-то и расскажут, какими прежде были родители (я с женой), то вряд ли поверит. Смех и радость поселились в нашем доме, живем большой дружной семьей — Папа, Мама, Александра, Степан, Дмитрий, Евдокия и наша приемная дочь Ольга. Теперь и приемный сын». (имя?)

И еще: «Я трезв 6-й год, не курю 3-й год. И всё началось с того 2014-го года. Сам для себя никогда такой свободы не смог бы дать. Спасибо тем, кто вел тот семинар, кто был там. Я продолжу ходить в группу, выполнять рекомендации, по-другому уже никак не смогу».

Да, шесть лет назад у меня появилась идея провести семинар по немедикаментозному методу Маршака. Собрать родителей групп риска, которые стояли на грани лишения родительских прав из-за алкоголизма. Результат удивил всех. Из десяти семей семь вообще прекратили пить. Три семьи, правда, срывались, но через созданные группы трезвости возвращались и уже не доходили до состояния, когда были на грани лишения детей. Многие, уже со «стажем» трезвости, родили детей и счастливы в новой жизни. Для меня, как председателя Красного Креста Чукотки, смыслом помощи людям стал поиск средств на проведение хотя бы одного-двух семинаров в году, чтобы еще 20 семей (и значит 40—60 детей) имели счастливый шанс измениться и обрести свободу, тепло, свое право на новую жизнь. Ведь у многих прежде даже не было понимания, что как-то по-другому можно жить.

А разговоры на семинаре Я.И. Маршака непростые и важные далеко не только для тех, кто пристрастен к алкоголю. Вот как, например, он характеризует жизнь многих современных людей: «Инстинкт стяжательства, тщеславия, манипулятивности, неуважение к окружающим и себе самому подавляют врожденный инстинкт порядочности. Мы видим, что патологические пристрастия становятся все более свойственными человеческой культуре».

К сожалению, так живут. И дальше: «Многие люди способны употреблять алкоголь в умеренных количествах. А некоторые особые любители спиртного способны пить очень много, но умело. Так, чтобы не создавать проблемы ни себе, ни окружающим. В мире также много людей, употребляющих для своего развлечения сильнейшие наркотики, такие как героин, кокаин, амфетамин. Но у них может не развиться патологическое пристрастие. Болезнь патологических пристрастий — это болезнь очень важного органа в теле человека, который расположен в голове и находится в среднем мозге.

Опыт быстрого перехода из состояния страдания в состояние счастья, например, под действием алкоголя, приводит в действие древнейший механизм бессознательного запоминания. Этот эффект алкоголя запоминается в эмоциональном отделе древней памяти, не подвластной разуму человека. Алкоголь способен быстро создать состояние счастья любому человеку. Но для человека не страдающего переход в состояние еще более высокого душевного комфорта будет запоминаться более современной разумной памятью. Такому впоследствии алкоголь будет нравиться. И алкоголь станет для него средством развлечения. У депрессивного же человека алкоголь превратится в объект бессознательной любви. Человек находится теперь в сфере двух влияний: он неосознанно жаждет алкоголя и одновременно панически боится остаться без него.

Алкоголь полностью забирает в свое управление механизмы регуляции настроения. Действие всех остальных инстинктов на эту область мозга притупляется. Все становится неинтересным и малоразличимым, доставляющим чувство досады и тоски, кроме алкоголя и ритуалов, связанных с ним».

Маршак и его команда продолжают заниматься с такими людьми у нас, на Чукотке. Это необходимая работа. Это защита достоинства каждого человека, а не только защита здоровья и жизни.


«Дождаться душу»
Невольно вспоминается одна притча, ее рассказал в свое время итальянский поэт, писатель, сценарист и кинорежиссер Тонино Гуэрра.

Шерпа (местные проводники) вели немецкую экспедицию в горах Тибета. Они шли быстро, но вдруг наступил момент, когда проводники остановились и молча сели. Ничто не могло их сдвинуть с места — ни упреки, ни обещания большей платы. Они сидели молча. Через три дня так же, как внезапно остановились, встали и вновь отправились в путь. Начальник экспедиции, наконец, добился ответа:

— Нет, мы не обиделись, мы просто слишком быстро шли, мы должны были сесть и дождаться душу, ведь она отстала от нас.

Видно, в этом замедлении многих догнала душа, чтобы ее почистили от гнета ненужных сомнений, и она обрела новые вешки для состояния гармонии и радости жизни.

Счастье — это действительно, понимание и поддержка близких и родных людей. Счастье — когда мечты сбываются, и одной из сокровенных для меня было, чтобы Чукотка стала самодостаточной, и люди чувствовали себя самодостаточными, вырвавшись из бездны отчаяния и нищеты, получив необходимое для достойной жизни.

Идея нашего проекта дать людям вкус чистой во всех смыслах жизни. Где радость и веселье приходят не от опьянения, а от раскрытия своего внутреннего потенциала. Где счастье обретается не от иллюзии пьяного раскрепощения, вызванной притуплением разума, а от искренних добрых отношений, настоящей дружбы и настоящей любви, основанных на взаимоуважении и взаимослужении.

Многие из тех, кто прошел через маршаковские семинары-тренинги, говорят: я не понимаю, почему я теперь не пью, я просто понимаю, что мне теперь это всё не нужно. Они прочувствовали: алкоголь дает счастье ненадолго, а отбирает навсегда. Они оказались готовы совершать вот эту повседневную работу над самим собой. Ведь, по Я.И. Маршаку, быть счастливым и радостным — это большой душевный труд, а также физические нагрузки, специальная гимнастика, система специального питания. Наконец, это воспитание культуры отношения к самому себе, к своему здоровью, быту, жизни.

Уже ушедший из жизни знаменитый художник-косторез Иван Иванович Сейгутегин в одном из интервью говорил: «Знаете, мне не надо, чтобы кто-то определял мой день. Я встаю в 4 часа утра и я иду в тундру, собираю там грибы и ягоды. Я иду на рыбалку, я должен охотиться, а вечером сажусь за резец. Я постоянно занят».

Сколь благородна, наполнена такая жизнь! Если бы слова Ивана Ивановича применил к себе каждый! И хотел бы так жить!

И вот противоположность. После окончания университета я преподавала историю детям детского дома. Естественно, завязывались отношения с выпускниками, хотелось им помочь. И когда я узнала от одной нашей выпускницы, вышедшей замуж, как страшно издевается над ней муж, пьющий, то забрала ее на несколько месяцев в свою семью. Мы с ней много говорили тогда, пытались разобраться. Ей некуда было идти. С ее мужем я достаточно жестко разговаривала. Прямо давала ему понять, что у нее есть защита и я не позволю издеваться над женщиной. Наконец, он ее потеряет и никогда не вернет эту семью. Она жила с нами. И вдруг говорит: «Мне казалось, вы будто играете предо мной, а оказывается так и надо жить, как вы».

Она и сама себя стала вести по-другому, ведь прежде, не понимая того, провоцировала мужа, чтобы быть несчастливой. А семья сохранилась, потому что молодая женщина вернулась домой с другими представлениями о том, как надо жить.

Так что составляющая нормальной семейной жизни — это и твои собственные представления о том, как надо жить, что возможно, а что — ни в коем случае.

Тот отец, чьи письма мы с Вами читали в предыдущих номерах газеты, писал мне еще: «Уже в конце семинара (а он длился 24 дня) затаился страх, я боялся реальности, ведь меня по сути оставили одного с миром, в котором я жил. А село мое — родня пьет, коллеги пьют, через мою квартиру проходили каждые выходные попойки, просто заходящие люди выпивали у меня. Вот этот ужас меня пугал. Приехали домой, и я хотел спрятаться в квартире, закрыться, как делал всегда, когда оставался трезвым. Но уже на третий день пришли люди, с которыми мы были на семинаре, и с ними пришло спокойствие. Собирались каждый день, читали книги, литературу, которую нам дали на семинаре. Некоторые стали срываться и выпивать. Это пугало, в голове моей словно выстроилась очередь, в которой где-то и я мысленно стою, алкоголиком. Страх заставил звонить всем, кто прошел этот путь, я хотел остаться трезвым. И мы уже вдвоем с женой, это было что-то, долгих 4 месяца читали, поддерживали друг друга. Потом приехала Ольга из Москвы и народ начал приходить, стали возвращаться люди, которые сорвались. Наша группа и по сей день работает».

Знаете, как дороги мне эти письма!


«Вы нам поверили…»
Светлана Гиуна хорошо известна на Чукотке. Знают её в России и во всём мире. Изысканный хореограф, постановщик танцев, она и сама их исполняет, бережно сохраняя стилистику национальных движений. Тонкий, глубокий человек, Светлана не стесняется того, что с ней случилось прежде и от чего она сумела исцелиться, — были годы, когда её держал в своих цепких лапах алкоголь.

Вот что рассказывает Светлана:

Восемь лет назад Красный Крест Чукотки впервые пригласил из Москвы группу специалистов Якова Маршака. Они приехали на Чукотку ради нас, ради тех, кого надо было исцелять, спасать. Семинар длился около месяца. Мы знакомились со своей же проблемой, с заболеванием, делились своим опытом, рассказывали свои истории. Я слушала и много чего из сказанного словно отражалось и в моей жизни. Команда Маршака рассказывала нам о структуре нашей болезни, говорили, что это именно заболевание. Эта болезнь не аморальна, такое открытие было нам большой поддержкой. Изнутри мы рассматривали по 12-шаговой программе нашу беду, и я поняла, что с ней можно справиться, но не в одиночку. Помогла именно групповая терапия. Мне тоже пришлось делиться, рассказывать, и тогда внутри словно какой-то груз стал уходить. Из беды помогали нам выйти методом беседы, может быть, неудобного рассказа, но всякий раз, после чьей-то очередной истории, всем нам становилось легче.

И теперь вспоминаю свои прежние отговорки, что, мол, не стану больше употреблять спиртное, а потом сама же себе находила оправдания. Мне казалось: ну вот как без употребления алкоголя жить? На семинаре познакомилась с этой болезнью изнутри и поняла, как жить и не вернуться к ней. Значит, первый шаг делиться с людьми и признать, что это болезнь. Почему люди жалеют человека, если он заболел гриппом или онкологией, но не понимают, что алкоголизм это тоже болезнь? А ведь есть такие таланты! Знаю тех, кто из-за алкоголя ушёл из жизни, это коллеги в Магадане, на Чукотке, на Камчатке… В трудный момент они не получили никакой поддержки, не услышали доброго слова. Такая смерть нелепа, у меня сердце болит за моих земляков, которые вот так уходят.

Я связана с арктической культурой и хорошо знаю, что ведь раньше северные народы не употребляли спиртного. Потомственные оленеводы, охотники, мы героический народ. Работа на Чукотке очень трудна. Люди, скажем, идут на добычу кита, несмотря на шторм, на погоду плохую, и кормят наш народ, ведь это пища органически присуща нам, мы без неё не можем. А с алкоголем мы много чего теряем, да всё теряем свои корни, обычаи, традиции, наконец, стержень. Мы носители вековой культуры, она изучается, она очень интересна людям, живущим в разных регионах мира. Я с удовольствием знакомлю людей с нашей уникальной культурой, рассказываю о наших северных народах.

Но вернемся к проблеме: если человек употребляет алкоголь и не находит себе группы поддержки или реабилитации, то вылечиться один он не сможет. С нами работали Яков Маршак, Александр Поляков, Ольга Литвякова и все те люди, которые проводят такие семинары, их не так мало и уже немало нас, тех, кто прошёл это. А я думаю теперь: хорошо бы создать реабилитационный центр, в котором люди жили бы по два-три месяца. Просто знаю таких, кто, как и я сама тогда, опустились на дно. А мы поднялись и должны делиться своим опытом, не бояться говорить об этом в средствах массовой информации. Нужны лекции, встречи. Когда начался наш семинар, и многие сопротивлялись в начале, а потом втянулись в трудную, но такую нужную работу над собой.

Йога очень помогла. Это находка, это одно из решений дыхание, гимнастика, саморазвитие. Каждый день по три раза проходили комплекс.

Знаете, мне жаль, когда начинают осуждать оступившегося человека, постоянно тычут. А ведь если он сделает первый шаг, то сделает и второй, третий… Вы посмотрите сейчас, с какими светлыми лицами живут люди, прошедшие семинар Маршака! Меня это радует, они изменились. А ведь какой была их прежняя жизнь! Нет работы, депрессивное состояние, люди пьют и забывают свои проблемы, им весело, хорошо, но потом-то это всё проходит, и жизнь их была страшна.

Я очень благодарна, что руководитель Красного Креста Чукотки Ида Лейбовна Ручина привезла такую команду, и эта команда была до того сплочённой, так плавно, корректно они работали с нами, так бережно подходили к каждому! Они тонкие психологи и делали всё, чтобы не обидеть нас (а ведь северные народы сразу чувствуют фальшь). Они не упрекали, не обижали нас, а очень тонко доносили до нас необходимые знания, умения. Да, было больно, когда мы делились друг с другом своими историями, но здесь не должно быть никакой поблажки. Поблажка она, как искушение, а проблема твоя не решается. Я стараюсь обращаться к людям, которые попали в такую же беду, из которой вырвалась сама. С удовольствием общаюсь с людьми, которые приезжают ко мне, стараюсь помочь от души, это и надо делать искренне, по-другому нельзя.

Человеку, страдающему алкоголизмом, можно поменять жизнь, кардинально поменять. А ведь многие боятся этого. Груз алкогольной зависимости тянет вниз. Надо просто не бояться жить. Да, по себе знаю, что это тяжело, но пройдя через трудности, мы сможем встречать Новый год, любые праздники, радостные или печальные события жизни без спиртного. Я говорю людям: сначала надо ограничить общение с теми, кто употребляет алкоголь. Может быть, не прекращать общение, но чтобы оно тебя не тянуло вниз. Надо понимать, что эта болезнь изощрённая, приходит и гнев, и страх, и боль. Наступает потеря личности. А ведь к чему это приводит? Такой человек удобен, потому что его можно держать на ниточке.

Вот у меня любимая работа, любимая семья, я делаю, что могу и хочу, ни от кого не завишу, и я очень счастлива, что работаю с Ассоциацией Сибири и Дальнего Востока в Москве. Мы проводим международный фестиваль такой «Сокровища Севера». В этом году пришлось, к сожалению, отложить его на сентябрь из-за пандемии коронавируса. Я отвечаю за полярный стиль, за этническую моду, и когда гости фестиваля узнают, что я чукчанка, восхищаются моими рассказами о Чукотке, о её людях, об охотниках, оленеводах. Ведь большинство совершенно нас не знают и живут анекдотами. А Чукотка это героические, самоотверженные люди. И не каждый выживет в арктических условиях, хотя многие думают, что мы какой-то малообразованный, отсталый народ. А я жёстко ставлю точку. Чукотка одно из самых красивейших мест на планете.

Полярный стиль это неповторимые узоры, рисунки, уникальный крой костюмов. Глаз радует такая палитра нашей арктической культуры. Чукотская одежда это же чудо! Мы остаёмся с тем, что нам дала природа и жизнь.

И возвращаюсь к тому семинару, который вернул меня к жизни. Сначала чувствовала даже какое-то сопротивление, недоверие. Прошло дней пять (это от характера зависит у кого-то дня три), и я поняла, что надо искать выход. Человек двадцать нас было. Мы стали друг к другу ближе, хотя поначалу многие не хотели раскрываться, делиться историей своей болезни. Оказывается, не я одна такая, а здесь нужны только честность, доверие, понимание, и никто тебя не осудит, никто не вынесет твоё откровение за пределы. Помогает внутреннее сознание, происходит какой-то щелчок. Уважайте меня, моё внутреннее состояние, как это делает команда Маршака, с такой просьбой я бы обратилась к тем, кто берётся помочь. Не переступать границу человека. Я поддерживаю людей, даже если у них произошёл срыв.

Было очень трудно, когда команда Маршака уехала, и мы стали разъезжаться по домам, и мы должны уже сами справляться, а не плыть по течению. Не бояться сказать другому, что я поддержу твой разговор в любое время дня и ночи. На первом этапе, когда мы прошли эти курсы, было очень страшно, ведь возвращались мы в прежнюю среду. Вот тут и нужна команда тех людей, с которыми ты вместе работал, мы звонили друг другу, встречались, поддерживали, собирались и говорили.

Я поняла, что моя обязанность теперь делиться с теми, кто прошёл это вместе со мной, и если что с кем случится, звонить и бить в колокола. Так и живу!

А вот что после публикации в газете «Крайний Север» за 22 мая написал Сергей Вамингу из Провидения, известный косторез, которому тоже довелось пройти семинар группы Маршака:

«Вы нам поверили! Нас похоронили, но они не знали, что мы — семена.

Я Вам очень-очень благодарен именно за возможности Делом доносить ценность именно действий и альтруистическим подходом».

Сергей — тот человек, который стал после семинара инструктором и многим помог своим личным примером.

Нас похоронили, но они не знали, что мы — семена.


Made on
Tilda